Управление

Сообщение отправлено

Спасибо, ваше сообщение успешно отправлено!

07 августа 2013

Часть «конфеты» уже есть…

Главным, пожалуй, политическим событием этого лета в янтарном крае стал подписанный Президентом страны закон о дополнительных гарантиях резидентам нашей Особой экономической зоны. В частности, декларируется обязанность государства возмещать предпринимателям потери из-за каких-либо новых нормативных актов, ухудшающих условия реализации «зоновских» бизнес-проектов. В теории все выглядит вполне оптимистично. А на практике? О перспективах и «подводных камнях» компенсационной затеи рассуждает политик, недавно назвавший вышеупомянутый закон фантиком без конфеты, - представитель Калининградской областной Думы в Совете Федерации Николай Власенко.

-Николай Владимирович, пока еще отсутствует механизм реализации нормативного акта, о котором идет речь. Следует ли региону попытаться в короткий срок разработать и предложить свой вариант? Или же нам нужно целиком и полностью положиться на волю и креатив федерального центра?

-Конечно, региональные власти должны напрягаться, чтобы продвинуть этот закон. Ведь он для нас гораздо более важен, чем для Москвы. К счастью, это обстоятельство учитывают и Губернатор, и Правительство края. В общем, думаю, ждать у моря погоды не стоит – нужно срочно включаться в работу.

-Сколько времени может уйти на то, чтобы закон начал функционировать?

-Он уже сейчас может работать. Во всяком случае, вполне применимы некоторые его нормы. Такие, как, к примеру, принцип выплаты резиденту компенсаций после ущемления его прав. Важно понимать, что данный закон будет применяться, когда произойдут события, описываемые в нем. Если же этого не случится, закон останется мертвым. Поэтому любому предпринимателю, считающему, что он понес серьезные потери, и претендующему на компенсацию, не стоит ждать каких-то указаний правительства. Следует обратиться в суд, ведь отсутствующий алгоритм компенсаций не мешает претендовать на возмещение убытков. Оценивая закон, я в свое время сказал о фантике без конфеты. Полагаю сейчас, что это метафора была не совсем точной. И что часть конфеты в этом фантике все же есть. Но тому, кто претендует на эту часть, нужно четко сформулировать основания для ее получения. В этом-то и есть уникальность закона — он частично прямого действия.

-Какие видите изъяны закона?

- Их, на мой взгляд, два. Во-первых, он вступает в силу, когда вы уже пострадали. Когда вам, как принято говорить, рубанули доходы. Получается, закон бьет по хвостам. Во-вторых, сфера его применения затрагивает лишь резидентов ОЭЗ. А их у нас – менее процента от общего количества предпринимателей. Правда, резидентами являются наиболее заметные предприятия, интересы и активность которых выходят за пределы области.

-Может ли закон стать своего рода кормушкой для некоторых компаний или нерадивых предпринимателей, стремящихся списать собственные просчеты и потери за счет государственной казны?

-Теоретически это возможно. Но поскольку есть чуть ли не поименный список тех, кто подпадает под действие этого закона, опасаться массовых злоупотреблений, думаю, не стоит. Некоторые иные законы, дающие бизнесу преференции, потенциально куда более коррупционногенные.

-Какие советы могли бы дать разработчикам механизма реализации закона?

Постоянно держать в голове мысль о том, что предпринимательский климат внутри региона – наиглавнейшее и самое действенное средство для привлечения инвесторов. С учетом этого обстоятельства порядок выплаты компенсаций должен быть максимально прозрачным и справедливым. Причем не только для наших бизнесменов, но и для всех тех, кто собирается прийти в область с бизнес-проектами.

А какова на ваш взгляд, цена компенсационного вопроса?

-Полагаю, ее диапазон может быть в границах от сотен тысяч рублей до миллиардов. Кстати, самое сложное здесь - правильно посчитать убыток. В особенности если речь идет об упущенной выгоде. Тут ведь как в делах о компенсации морального ущерба. К примеру, пострадавший уверяет, что его обидели на миллион рублей, а в судебном решении фигурирует десять раз меньшая сумма.

-Еще Юрий Маточкин говорил о том, что нужен такой федеральный закона о Калининградской области, который позволил бы местным предпринимателям на равных конкурировать с бизнесменами из других российских регионов. Необходим ли такой нормативный акт сейчас?

-Безусловно. Два следующих года будут непростыми в плане привлечения инвестиций. А потому нам надо, наконец, понять, в чем наше конкурентное преимущество по сравнению с прочими российскими регионами России и странами Балтики. Тысячи калининградцев, покупающих продукты питания за границей, - сигнал о том, что наша промышленность не справляется с задачей обеспечить население продукцией собственного производства. Чтобы улучшить ситуацию, следует решать инфраструктурные проблемы. Нужны новые стимулы, в том числе институциональные. Об этом постоянно говорит Губернатор. Например, сейчас наши технические стандарты и санитарные нормы куда жестче, чем у соседей. Правильно ли это? Думается, вопрос требует скрупулезного изучения

Нам крайне важно создать новую, научно выверенную парадигму развития области, которая бы реализовывалась как через федеральный закон о регионе, так и через иные нормативные акты.

-А можем ли мы в принципе конкурировать на равных с другими регионами?

-Конечно, можем. Хорошая конкурентоспособность зиждется на таких основных составляющих, как производительность труда, использование новых технологий и сырье. С нас с сырьем - не слишком хорошо. Зато ноу-хау и новыми технологиями мы вполне может обзавестись за счет близости к Европе. Вот этот фактор и следует использовать в первую очередь.

http://duma39.ru/info/10520/

Назад