28 октября 2015
Министр образования не смог разгадать загадку для первоклассника
Вопрос про «четыре четырки» поставил Дмитрия Ливанова в тупик
«Сейчас я прочитаю вам загадку из учебника для 1-го класса по предмету «Окружающий мир», попробуйте её отгадать, — предложила министру на «правительственном часе» в Совете Федерации Валентина Матвиенко. — «Четыре четырки, две растопырки, седьмой — вертун». Это что?» Догадаться Дмитрий Ливанов, понятное дело, не смог. А ссылка на то, что у маленьких детей «больше способности отвечать на нетрадиционные вопросы», на спикера Совета Федерации не подействовала.
«Из ответа, приведённого в этом же учебнике, следует, что это корова», — удивила собравшихся Валентина Матвиенко. И попросила министра усилить контроль за качеством школьных пособий. «Обратите внимание на саму стилистику задачи: «четырки», «растопырки»… Методической службе стоит лучше проверять учебники, чтобы в них таких казусов не было», — посоветовала она.
Цифры и практика
Отчёт Дмитрия Ливанова оказался настолько оптимистичным, что спикер Совфеда попросила министра выборочно проверять те данные, которые в ведомство предоставляют регионы. К примеру, по словам министра, в кружках и секциях сегодня занимается около 65 процентов детей от 5 до 18 лет, пять лет назад их посещали не более 60 процентов школьников. «На ближайшие пять лет запланированы серьёзные федеральные меры поддержки дополнительного образования, улучшение материальной базы образовательных организаций, обновление содержания, технологий дополнительного образования», — сообщил Дмитрий Ливанов.
В озвученных цифрах Валентина Матвиенко усомнилась. «Многие кружки детям по-прежнему не доступны. И то, что в них занимается едва ли не 70 процентов детей, кажется сомнительным», — сказала она.
Больше 3 миллиардов рублей из федерального бюджета, по словам министра, было выделено на переоборудование спортивных залов и площадок в школах с тем, чтобы даже в сельской местности дети имели возможность заниматься спортом.
Растёт, по данным Дмитрия Ливанова, и доступность дошкольного образования: в 31 российском регионе она уже превысила 99 процентов. В аутсайдерах по этому показателю числятся лишь шесть субъектов Федерации, но даже в них посещать детские сады имеет возможность менее 90 процентов желающих.
Педагог и зарплата
Отдельный вопрос — социальная защищённость педагогов и их зарплаты. Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Антон Беляков сообщил министру о неприятной тенденции, наметившейся в последнее время. «В целях экономии руководители некоторых вузов идут по пути сокращения преподавательских кадров, в первую очередь тех, кто работает по совместительству. При этом руководители учебных заведений утверждают, что эта идея возникла после консультаций с Министерством образования», — сказал сенатор. В полной мере опровергнуть эту информацию Дмитрий Ливанов не смог.«По совместителям мы исходим из того, что это очень квалифицированные специалисты, практики, и привлечение их в вузы — всегда плюс к качеству образования», — отметил министр. В то же время вузы, по его словам, столкнулись с сокращением количества студентов: выпуск из 11-х классов сейчас в 2 раза меньше, чем был в 2010 году. «Соответственно, в некоторых вузах количество студентов уменьшается, и именно там возникает необходимость сокращения числа преподавателей», — признал Дмитрий Ливанов.
Продолжил тему сенатор Николай Власенко, поинтересовавшийся, почему в некоторых технических вузах Калининграда одна ставка преподавателя со степенью кандидата наук составляет 12,5 тысячи рублей, а педагога без степени — 7 тысяч рублей. «Преподаватели в регионе уже переходят из технических вузов в школы работать!» — возмутился парламентарий. Дмитрий Ливанов сослался на «дорожные карты» по повышению зарплат педагогов. «Выполнение регионами этих дорожных карт нами отслеживается, — сказал министр. — Если вуз не обеспечивает достижения целевых значений, просим передать нам информацию. На сегодняшний день средняя заработная плата преподавателей в высших учебных заведениях должна составлять 143 процента от средней по региону, а в средних профессиональных организациях — 85 процентов. До 2018 года она будет доведена до 100 процентов».
Ничего тревожного не видит министр и в информации о задержке зарплат школьным учителям, появившейся в СМИ в последнее время. «Мы в ежемесячном режиме ведём мониторинг выплат заработных плат педагогам, — пояснил он корреспонденту «Парламентской газеты» во время пресс-подхода. — По нашим данным, задержки были лишь в одном регионе, Забайкальском крае. В начале сентября регион не нашёл деньги на выплату заработной платы педагогам за август. Но регион достаточно быстро эту проблему решил. В остальных регионах мы не фиксируем отклонения от графика выплат».
В то же время на задержку зарплат учителям в Хакасии «Парламентской газете» пожаловался депутат Верховного Совета республики Олег Иванов. По его словам, денег педагоги региона не видели больше полутора месяцев, с начала нового учебного года. Погашена задолженность была лишь около двух недель назад.
Ссылка на источник: http://www.pnp.ru/news/detail/104081