21 марта 2013
«11 часов для границы»: как Николай Власенко с Мареком Голковским погранпереходы проверяли
21 марта член Совета Федерации Николай Власенко и Генеральный консул Республики Польша Марек Голковский посетили российско-польские погранпереходы. Как считает сенатор, который уже совершал подобный вояж, 400 километров и 11 часов совместного пути позволили ему лучше понять позицию польской стороны.
Одна для всех
— Для нас, поляков, любой стоящий в очереди человек — одинаков, — заметил еще в начале пути Марек Голковский. — Везет ли он бензин, сосиски или поехал по другим делам. Поэтому мы никогда не пойдем на разделение очереди перед КПП по этому принципу.
— Да, но на самом же КПП вы разделяете очередь на членов ЕС и всех остальных?
— Но это только потому, что они проходят разные процедуры. У поляков сверяют личность, и все. У нас даже штампы не ставят в паспорт. А там, где проходят не члены ЕС, помимо сверки личности еще проверяют суммарное время нахождения в ЕС + штамп в паспорте, поэтому время прохождения для не-члена ЕС выше.
— А на выезде с КПП, где собирается очередь перед российским шлагбаумом, возможно разделение на «ЕС-» и «не ЕС»-автомобили?
— Нет! Тот же самый подход. Для нас все равны!
— Хорошо, а что же можно сделать для ускорения прохождения границы?
— Вот посмотри, Николай, у нас в целом количество окон, оформляющих туристов больше, чем у вас. То есть, при одинаковой скорости оформления у нас будет проходить больше людей. За 2012 год на 82% выросло количество пересечения на российско-польской границе. Поэтому основной рецепт — расширяйте пункты пропуска!
(Действительно, видно, что у нас погранпереходы более узкие. На погранпереходе «Багратионовск-Безледы» у поляков имеются 5 окон на выезд, а у нас только два и отдельное окно для автобусов. В «Мамоново II — Гжехотки» у нас на выезд работают 5 окон, у них 8, — прим. Николая Власенко).
— Или повышайте цену на бензин!
— Да. Наши уже практически не возят водку, она по цене сравнялась, а бензин у нас стоит 1,5 евро, вот и народ подрабатывает. Но наша таможня считает, что экономических проблем от этого для нас нет, поэтому мы и не пресекаем это, как литовцы, вводя ограничения беспошлинных пересечений.
(У литовцев при шести пересечениях в месяц нужно заплатить налоги даже с бензина в баке, поэтому некоторых из них мы видели на КПП «Гусев-Гольдап», — прим. Николая Власенко).
Знаки и драки
Потом мы заехали на пункт пропуска «Мамоново II — Гжехотки», где поговорили с руководителем поста, который работает пограничником уже более 30 лет.
— Скажите, господин комиссар, влияете ли вы как-нибудь на соблюдение порядка очередности на границе, могут ли вам в случае нарушений жаловаться русские туристы?
— Это не наша функция, если он не пересекал сплошную линию, у нас к нему нет претензий.
— Но ведь он мог нарушить очередность, то есть, права тех, кто стоит и ждет? Не провоцируете ли вы тем самым конфликт, не давая возможности цивилизованно решить проблемы?
— Вопрос обгона очереди лежит не в правовой, а в культурной плоскости, и мы этим не занимаемся. Если человек считает, что его права нарушили, пусть вызывает полицию, даже если он находится на пограничном пункте пропуска, — это их зона ответственности.
— А что вам известно о драке на вашем посту на прошлой неделе? И почему калининградец долго не мог подать заявление?
— Драка была не на посту, а перед ним. После этого поляк, принимавший в ней участие, проехал на территорию поста и зашел в кафе. Выйдя из него, он увидел россиянина и заявил о драке пограничнику, а тот вызвал полицию. Их всех повезли составлять протокол в участок. А так как заявление от россиянина должен переводить уполномоченный на это переводчик, то это заняло много времени. С момента появления россиянина на посту до его выезда на российскую сторону прошло около 12 часов.
— Еще один вопрос, господин комиссар. Недавно при въезде на пост были оштрафованы наши граждане за то, что проехали на зеленый свет, не дождавшись отмашки постового. Что они нарушили?
— Они неправильно поняли назначение данного светофора. На нем в зеленом круге нарисована стрелка, направленная вниз, это обозначает только, что данная полоса работает, а не то, что по ней можно ехать, не обращая внимания на регулировщика.
— Скажите, пожалуйста, учитываете ли вы в своей работе увеличенный трафик в праздничные и выходные дни?
— Да, конечно. Если в штатном режиме у нас работают 12 человек, то в вышеуказанные дни штат увеличивается до 18.
— Спасибо. Да, кстати, господин комиссар, а почему российская полоса сейчас не работает? (Мы в этот момент стояли в кабинете начальника, окно которого как раз смотрит на «нашу» полосу, — прим. Николая Власенко).
— Ну инспектор, наверное, отошел в туалет, он же не может всю смену просидеть без перерыва? Сейчас заработает, не волнуйтесь!
И точно, 3 минуты спустя первая стоящая машина пошла на оформление. Поехали и мы с Мареком осматривать последний пост нашего путешествия в Мамоново. А по дороге он предложил съездить еще раз, после Пасхи, в самое пиковое время. А я вот думаю: для чего?
http://www.newkaliningrad.ru/news/community/1887142-11-chasov-dlya-granitsy-kak-nikolay-vlasenko-s-marekom-golkovskim-pogranperekhody-proveryali.html