Управление

Сообщение отправлено

Спасибо, ваше сообщение успешно отправлено!

01 февраля 2016

«Транспортная война»: опрос RUGRAD.EU

Сегодня стало известно о том, что калининградские перевозчики приостановили движение грузов на польском направлении из-за отсутствия договорённости по взаимным разрешениям на транзит фур между Польшей и Россией. Ещё на прошлой неделе Минтранс России получил обращение замминистра инфраструктуры и строительства республики Польша Ежи Шмита. В письме говорилось о недовольстве польской стороной новыми требованиями российского законодательства в сфере регулирования международных автомобильных перевозок, направленными на усиление контроля и ужесточение ответственности за нарушение данных законов. При этом переговоры между двумя стороны не привели к решению сложившейся ситуации. На сегодняшний день лишь те транспортные средства, которые выехали на основании разрешений 2015 года на территорию Польши до 31 января 2016 года, могут на основании этих разрешений возвращаться в Российскую Федерацию не позднее 15 февраля включительно.

RUGRAD.EU поинтересовался мнением экспертов о сути российско-польского конфликта и возможных путях его решения.

Андрей Колесник, депутат Госдумы:

На сегодняшний день сложилась следующая ситуация: Россия приняла закон о том, чтобы перевозки облагались несколько иными пошлинам. Мы знаем, что польская сторона везёт грузы из Испании, Франции, а затем переоформляет документы в Польше, и получается, что это польский груз, заходящий в Россию. При этом соотношение польских перевозчиков к российским было 70 % к 30 %. Нас это устраивало, хотя в основном это влияло на Калининградскую область. Но вдруг польская сторона захотела стать монополистом на этом рынке, пользуясь своим транзитным положением. Но любая совместная деятельность подразумевает взаимовыгодное сотрудничество. Мы предложили польской стороне, чтобы 2 недели дать спокойно вывозить грузы по старой схеме, но они пока не очень соглашаются, пытаются отстаивать свои интересы. Но Россия не та страна, которой можно ставить условия. Более того, они говорят: «Измените свое законодательство». Но мы в своей стране — сами разберемся, как нам изменять законодательство и как его не изменять. Мы в Госдуме, и я во всяком случае, будем делать всё, что будет хорошо для России и для Калининградской области в частности.

Есть варианты, которые должны устроить обе стороны. Думаю, мы придём к согласию: в Польше много разумных людей.

Томаш Оманьски, руководитель Польского культурного центра в Калининграде:

Польские СМИ довольно много пишут сейчас о сложившейся ситуации и о том, что фактически уже вчера на калининградско-польском промежутке границы затихло грузовое движение. Любопытно то, что в польских СМИ я лично не видел информации о предмете конфликта. Все очень пространно говорят о том, что Россия приняла такой закон, цель которого избавиться от польских перевозчиков на внутреннем российском рынке. И тут уже приходится самому думать, в чём же суть этого закона. Фактически польское общественное мнение лишено возможности узнать, в чём суть спора. Насколько я понимаю, это не новая проблема: она возникала ещё 3 года назад. Если мы представим себе количество так называемых дозволов, выданных на год, это будет около 250 тыс. «дозволов»для польских грузовиков и 250 тыс. — для российских. Они делятся на три категории: двусторонние, транзитные и из третьих стран. И вот собака как раз зарыта в ситуации с разрешениями для третьих стран. Российская сторона воспринимала товары, которые произведены в Польше западными концернами как продукцию третьих стран. Сейчас же, например, продукция завода Nivea, которая отправляется в Россию, воспринимается так, как будто она была произведена в стране владельца этого завода, например, в Германии. Так как таких товаров очень много, естественно, польская сторона и перевозчики встревожены. Получается, что значительный процент рынка россияне закрывают. А он оценивается в 400 млн евро — чисто российский сегмент грузоперевозок для поляков. Не знаю, насколько это верно, но есть данные, что количество «дозволов» для третьих стран было примерно таким: для Польши — 25 тыс. дозволов, для России — 5,5 тыс. разрешений. Сейчас польскую сторону это не устраивает, и Польша хочет 60 тыс. разрешений. А Россия на это не идёт. Польша ставит вопрос ребром: или так, или никак. В данном случае все идут ва-банк. Думаю, что в данной ситуации есть и политическая подоплёка. Неслучайно же это происходит после того, как поменялось польское правительство. В любом случае, думаю, проблема решится.

Комментарий Андрея Курушина, генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП):

Особенность сложившейся в начале этого года ситуации состоит в том, что транспортные ведомства России и Польши не смогли договориться о количестве разрешений для своих перевозчиков на 2016 год. Состоялось уже несколько раундов переговоров, но польская делегация отказывается давать предложения российской стороне по количеству разрешений для обмена и ведёт себя крайне неконструктивно. Основным раздражителем для польской стороны послужило принятие в России законодательных и нормативных актов, упорядочивающих контроль за осуществлением на российской территории международных автомобильных перевозок иностранным автотранспортом, в том числе перевозок грузов третьих стран. Новое законодательство устранило имевшиеся недостатки в российской нормативной базе, пользуясь которыми недобросовестные иностранные перевозчики ввозили из третьих стран в Россию грузы под прикрытием льготного двустороннего режима перевозки. В последние годы органами транспортного контроля Российской Федерации отмечаются массовые нарушения иностранными, в том числе польскими, перевозчиками, использующими различные ухищрения: переоформление документов, использование фиктивных товаросопроводительных накладных и др. при доставке грузов в Россию.

Особенно широкое распространение получила схема, используемая польскими перевозчиками, когда груз, вывозимый ими из третьих стран, например из Германии, представляется как загруженный из Польши (товаро-сопроводительные документы при этом фальсифицируются). В России польским перевозчиком предъявляется обычное российское двустороннее разрешение, а не специальное разрешение для перевозки груза из третьей страны.

В результате применения недобросовестными польскими перевозчиками незаконных методов конкуренции российские транспортные компании остаются без грузов и теряют свои позиции на европейском рынке.

Прослеживается явное желание польской стороны нарастить перевозки грузов в/из третьих стран и сохранить доминирование на рынке двусторонних перевозок с Россией. При этом следует отметить, что польские перевозчики имеют наибольшее среди государств Евросоюза количество российских разрешений для перевозок грузов в/из третьих стран, а их доля в двусторонних перевозках составляет 70 %. Польша как транзитное государство использует своё географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран в целях увеличения своей доли и вытеснения с рынка российских перевозчиков. Надеемся, что здравый смысл возобладает над интересами ограниченного круга игроков на рынке перевозок, использующих незаконные схемы, и их лоббистов из польского транспортного ведомства. В настоящее время российской стороной прорабатываются возможные меры по разрешению сложившейся ситуации.

Николай Власенко, сенатор в Совете Федерации от Калининградской области:

Насколько я понимаю, этот вопрос всплывает ежегодно, есть попытки добиться более благоприятных условий для российских, и польских компаний. В чем там подоплёка, я не знаю, но на моём опыте периодически возникают такие затыки. Наверняка, в основе лежат экономические интересы обеих стран. Ситуация, конечно, неприятная. Нашим калининградским перевозчикам — как работать без разрешений?! Ничего хорошего в этом нет. Калининград старается быть неким транзитным узлом, а эту функцию притормаживают. Хотелось бы, чтобы всё разрулилось.

Ссылка на источник: http://rugrad.eu/news/840480/

 

Назад